Программа развития
Муниципального образовательного
учреждения Гимназия № 3.
2005-2011гг.
Муниципального образовательного
учреждения Гимназия № 3.
2005-2011гг.
- 1. Паспорт Программы развития.
Паспорт Программы развития МОУ Гимназия № 3.
Наименование программы/«Создание развивающей творческой среды
в рамках образовательной модели «Школа полного дня»».
1.Основания для разработки программы
• Федеральный Закон «Об образовании» от 10.07.1992г №3266
• Постановление правительства РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004г. №47
• Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002г. №2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
• Закон Республики Дагестан «Об образовании» от 29.03.1998г.
• Закон Республики Дагестан от 03.02.2009г. «Об утверждении Республиканской целевой программы «Одарённые дети» на 2009-2011 годы».
• Конвенция о правах ребёнка
Программа развития
2.Заказчик Программы
Совет гимназии
Городское управление образования
Учредитель гимназии
3.Основные разработчики программы
• Администрация гимназии
• Потребительский Совет гимназии
• Научно-методическая служба
• Социально-психологическая служба
4.Цель программы
Формирование нового человека, понимающего смысл жизни, верящего в своё уникальное предназначение, знающего пути полной жизненной самореализации, живущего в соответствии с высокими нравственными
5.Задачи программы
• Формирование личности каждого учащегося, его индивидуального мировоззрения и ментальности в единстве и гармонии приобретаемых им знаний и нравственных убеждений, основанных на вере в высшие ценности и смысл человеческой жизни;
• приобщение каждого человека к культурным и ментальным ценностям данного социума, человеческой цивилизации в целом путём прямого и опосредованного включения этих ценностей в систему собственно образовательного (педагогического) целеполагания, содержания процесса образования (обучения, воспитания, развития учащихся);
• формирование и непрерывное обогащение ментального пространства, «духовной ауры» человеческого сообщества за счёт индивидуальной творческой, активно-преобразующей, созидательной деятельности учащихся, которые на основе полученного образования, в гармонии знания и веры, внутренне мотивированы на такую деятельность и видят в ней высшие приоритеты своей жизненной самореализации.
6.Сроки и этапы реализации программы.
2005-2011 годы.
Этапы реализации Программы:
1. Ориентировочный (2005-2007 г.г.)
• выявление перспективных направлений развития гимназии и моделирование её качественного образовательного пространства
2. Основной этап (2007-2010 г.г.)
• формирование качественного духовного и ментального пространства образовательного учреждения;
• создание выстроенной системы образовательного процесса, соответствующего поставленным целям.
3. Обобщающий этап (2010-2011 г.г.)
анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах гимназии.
7.Исполнители программы (подпрограмм и основных мероприятий)
• Администрация гимназии;
• педагоги;
• научно-методическая служба;
• социально-медико-психологическая службы
8.Объём и источники финансирования
Бюджетные и привлечённые внебюджетные и спонсорские средства.
9.Программы развития гимназии
• «Образовательная программа гимназии»
• «Одарённые дети»
• «Предпрофильное и профильное обучение как стратегия организации внутришкольного образовательного пространства»
• «Воспитание Сердца (внедрение и реализация идей, принципов и методик Гуманной педагогики)»
• «Созвездие (подпрограмма дополнительного образования)
10.Ожидаемые результаты реализации Программы
Результат – это: грамотность-образованность-компетентность-культура-менталитет-духовность. Это результат фиксирующий присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей. рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния «потребителей» продукции образовательной сферы (государства, общества, всей цивилизации в целом).
В структурной цепочке результативности образования именно духовность, нравственность занимает высшую степень. Именно в ней воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека.
- 2. Глава1.Информационная справка.
1.1 Краткая справка об истории гимназии.
• Образовательная модель – Школа полного дня.
• 2005 г. Завершение строительства здания гимназии. Открытие начальной Школы полного дня.
• 2006 г. Открытие школы полного дня в основной школе.
1.2 Достижения гимназии:
200- г. – Школа года.
1.3 Экспериментальная работа ведется с 2006 года.
Гимназия имеет статут «муниципальная экспериментальная площадка по Гуманной педагогике (приказ по ГУО от 17.12.2006).
1.4 Связи с ИУЗ Республики: сотрудничество и обмен делегациями учителей и учащихся со школой «Сафинат» г. Махачкала.
Коллективный портрет учащихся.
Учащиеся Гимназии №3 могут быть в целом охарактеризованы как хорошо воспитанные, мотивированные на высокие учебные результаты и позитивно относящиеся к школе. В Гимназии строго соблюдаются Правила для учащихся, практически исключены пропуски занятий без уважительной причины, принимаются меры, исключающие опоздания на уроки. В Гимназии принята модель единой школьной формы. Социологической службой Гимназии представлены таблицы:
«Оценка социального статуса семей учащихся»,
«Национальный состав учащихся».
1.6 Социальный заказ родителей учащихся.
Сегодня родители учащихся стали реальными субъектами социального заказа в образовательном процессе.
На основании данных, полученных социологической службой Гимназии, большинство родителей считает главным научить своих детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, активными, востребованными.
В основной и старшей школе комплексным ориентиром для большинства родителей является подготовка детей к поступлению в вузы. Гимназия стремится найти оптимальный для себя баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями, а также между современными образовательными технологиями и культурно - историческими особенностями региона.
1.7 Модель выпускника Гимназии.
Модель выпускника Гимназии №3 состоит из качественной характеристики личности, включающей ценностные ориентиры, социальные и интеллектуальные умения.
Ценностные ориентиры:
• активная гражданская позиция;
• ценностное отношение к Родине, её культурно – историческому прошлому;
• уважение человеческого достоинства;
• толерантное отношение к окружающим;
• здоровый образ жизни;
• нравственные принципы.
Социальные умения:
• устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;
• уметь вносить коррективы в свое собственное поведение;
• быть способным к самостоятельному принятию решения;
• прилагать усилия к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Интеллектуальные умения:
• широкий кругозор;
• целостное представление об окружающем мире;
• разносторонние интересы;
• способность к самообразованию;
• креативность;
• умение работать с информацией, делать объективные и взвешанные выводы.
1.9 Состояние материально – технической базы Гимназии:
• актовый зал;
• спортзал;
• борцовский зал;
• столовая на ? посадочных мест;
• ? учебных кабинетов, включая кабинет информатики;
• библиотека с фондом наименования;
• спортивная площадка;
• медицинский кабинет.
Гимназия оснащена видеокамерой, сканером, копировальной техникой, цифровым фотоаппаратом, телевизорами, аудио – и видео – магнитофонами различных модификаций.
Режим работы Гимназии – пятидневная учебная неделя. Продолжительность урока 40 минут.
- 3. Глава 2. Направления и содержание обучения и воспитания в Гимназии №3.
• обновление содержания образования и технологии работы (внедрение в учебный процесс УМК «Школа – 2100…»); • предпрофильное и профильное обучение на второй и третьей ступени; • внедрение информационных технологий в практику обучения и воспитания; • гуманизация образовательного пространства путем внедрения модели воспитательной системы, построенной на методологии гуманной педагогики; • создание гимназических образовательных программ с широким спектром дополнительных образовательных услуг; • соединение (интеграция) общего и дополнительного образования с целью всестороннего и многогранного образовательно - воспитательного воздействия на личность; • внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории; • внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
- 4. Глава 3.Концепция Школы полного дня.
Гимназия не только готовит детей к буду¬щей жизни, но и организует жизнь детей в настоя¬щем времени. Поэтому главным является организа¬ция совместной творческой деятельности детей и педагогов. Поскольку творческая деятельность учащихся с воз¬растом должна усложняться по содержанию, то необ¬ходимо побуждать учащихся к самореализации в дея¬тельности, выдвижению новых целей, смене смысло¬вых установок. Объем и глубина тех областей знаний, которые наи¬более интересны ученику и в усвоении которых он наи¬более успешен, должны увеличиваться по мере взрос¬ления ребенка. Чем раньше диагностируется предпрофильное устремление ребенка, тем лучше. Чтобы выявить природные наклонности ребенка в начальной школе, он должен иметь возможность заниматься как можно более разнообразной деятельностью совмест¬но с взрослыми в течение всего дня. Основным факто¬ром воспитания и обучения выступает насыщенность социальной среды образцами достойного поведения. При этом наибольший воспитательный эффект возмо¬жен при совершении поступков (деятельности) со зна¬чимыми для ребенка взрослыми, в роли которых могут выступать педагоги в течение дня. В основе воспитания личностных качеств ребенка лежат механизмы заимствования и присвоения об¬разцов поведения и различные способы организа¬ции межличностных отношений и взаимодействий (включая эмоционально-ценностные отношения к различным событиям и явлениям, приемы самоконт¬роля, саморегуляции, самоорганизации, образцы поведения в ситуациях выбора и принятия на себя ответственности, в ситуациях преодоления труднос¬тей, в ситуациях последовательного выполнения сложных или монотонных действий, в творческих си¬туациях и пр.). Полный день дает возможность предложить ребенку веер разнообразной и сменяемой деятельности. Кро¬ме того, решается социальная задача занятости ре¬бенка полезной деятельностью. Гимназия работает в режиме пол¬ного дня по причинам: • большого объема дополнительного информационного материала, который необходимо дать учащимся именно в школе в связи с невозможностью большей части семей в силу экономических, социальных или иных условий обеспечить ребенку дополнительное образование самостоятельно; • специально проводимой образовательной поли¬тики гимназии, которая подразумевает создание «вса¬сывающей» учебной среды, определяющей основной вид деятельности ребенка как учебную деятельность; • возможность здравого чередования обучения и отдыха; • создание коммуникативной связи «мудрый взрос¬лый - ребенок» в течение всего дня; • занятость ребенка в течение второй половины дня.
- 5. Глава 4. Подпрограмма «Образовательная программа Гимназии».
Гимназия - вид общеобразовательного учебного заве¬дения в системе непрерывного образования, ориенти¬рованного на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, на формирова¬ние личности, готовой к творческой и исследователь¬ской деятельности в различных областях фундамен¬тальных наук. Цель. Создание образовательной программы, спо¬собствующей формированию личности конкуренто¬способного выпускника, обладающего высоким уров¬нем общей культуры и потребностью в перманентном образовании. Объект. Содержание и технологии образования в гимназии. Предмет: учебные профильно-углубленные и интег¬рированные программы, и способы их реализации. Гипотеза. Если построить содержание и технологии таким образом, чтобы они давали учащимся одновре¬менно углубленные знания по предметам, сообразные их природе, и формировали высокую общечеловечес¬кую культуру, то возможно получить конкурентоспо¬собную личность, обладающую культурой и потребно¬стью в перманентном образовании. Задачи: Получить на выходе из гимназии социально-зрелую, высоконравственную личность, готовую к участию в реальной жизни, к компетентному выбору жизненно¬го пути и продолжению образования: - дать образование на уровне, отвечающем требо¬ваниям быстрого развития науки и позволяющем личности быстро интегрироваться в систему миро¬вых и национальных культур; - реализовать идею непрерывного обогащения «духовной ауры» учащегося за счет индивидуальной, творческой, активно-преобразующей, созидатель¬ной деятельности; - обеспечить международные требования к реали¬зации программ для детей с высокими интеллекту¬альными способностями: содержание повышенной сложности (диверсификация программ); высокий уровень мыслительных процессов, развитие навы¬ков рефлексии учащихся; - сформировать личность с разносторонним интел¬лектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и ос¬воению профессиональных образовательных программ; - обеспечить реализацию образовательных по¬требностей конкретной личности учащегося с учетом склонностей, способностей, индивидуального миро¬воззрения и ментальности. Учебный план Учебный план формируется на принципах: • наличие интеллектуальной напряженности и по¬стоянной мыследеятельности; • многовариативность, предусматривающая не¬сколько уровней образования в данной параллели; • многопрофильность; • подбор для данной гомогенной группы своего учебного плана; Учебный план формируется из двух частей: базовой инвариантной и вариативной. Базовая инвариантная часть учебного плана реали¬зует идею универсального общего среднего образова¬ния повышенного уровня сложности. Базовая часть учебного плана структурирована по всем областям знаний, определяющих базовый, обя¬зательный набор предметов, соответствующих феде¬ральным и региональным стандартам. Базовый компонент гимназического образования обеспечивается программами (традиционными и ин¬новационными) на материале повышенной сложности. Расширяются программы предметов математики, ес-тественнонаучного и гуманитарного цикла. Вариативная часть учебного плана решает задачу гу¬манитаризации образования, расширяя и логически продолжая программы учебных предметов и курсов базового компонента. Наполнение предметов вариа-тивной части учебного плана ведется по следующим направлениям: • углубленно-обучающему; • культурологическому; • коммуникативному; • межнаучному. Дополнительное образование Учебные программы гимназии имеют логическое продолжение в программах дополнительного образо¬вания. Основная задача дополнительного образования - со¬здание условий для самоопределения, самовыраже¬ния учащихся, развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей, вовлечение их в раз-нообразную творческую деятельность (интеллектуаль¬ные турниры, марафоны, олимпиады, клубная дея¬тельность, конференции, научные общества, ансамб¬ли, студии, хоры и пр.). Образовательные технологии Используемые педагогические технологии решают задачу максимального стимулирования мыслитель¬ных процессов у учащихся, формирования навыков рефлексии, самостоятельной поисковой и исследо¬вательской деятельности, использование опережаю¬щих интенсивных, поисково-проблемных методик, организация индивидуальных и групповых форм ра-боты. Учитывая процесс развития технологий от частнометодических - к педагогическим - к образова¬тельным, педагогический коллектив идет по пути постепенного освоения последних, что сказалось на методах обучения учащихся. От массового ис¬пользования объяснительно-иллюстративного, программированного и эвристического наблюда¬ется переход к проблемному и модельному мето¬дам, к использованию информационных техноло¬гий. Система промежуточной аттестации учащихся: • контрольные работы; • тестирование; • семестровые зачеты; • семинары; • творческие отчеты учащихся по результатам ис¬следовательской, опытно-экспериментальной, экспе¬риментальной работы. Вариативность образовательных программ гимна¬зий реализуется за счет: • индивидуально выбираемого гимназией набора предметов и курсов, обеспечивающих интеллектуаль¬ное, общее, нравственное развитие личности; • использования новых программ, формирования знаний на уровне инвариантных понятий в рамках ва¬риативного компонента учебного плана; • использования новых программ, отвечающих тре¬бованиям интегративного подхода. Образовательные программы гимназии формируют¬ся, реализуются и, по необходимости, корректируются на диагностической основе, с учетом интеллектуаль¬ного потенциала детей, их интересов и склонностей, а также психофизического здоровья учащихся. В этих вопросах основную роль играют психологические службы, медицинское обеспечение учебно-воспита- тельного процесса.
- 6. Глава 5. Подпрограмма «Одаренные дети».
Цель. Полноценная реализация возможностей одарен¬ных детей и активизация их творческой деятельности. Задачи: • Выявление и диагностика одаренности детей. • Конструирование и реализация моделей обучения одаренных дошкольников и школьников для развития их интеллектуальных возможностей. • Обеспечение гибкости и эластичности учебно- воспитательного процесса с учетом наклонностей и способностей учащиеся с целью развития каждой лич¬ности. • Развитие одаренности детей через создание ак¬тивной творческой образовательной среды и активной творческой деятельности учащихся. • Разработка и реализация программного обеспе¬чения для одаренных школьников. Формы работы. Индивидуализация учебной работы и создание гибких вариантов временных гомогенных групп. Методы работы. Проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Предполагаемые результаты: • количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний); • качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в специальном обучении; • обобщение результатов работы с одаренными учащимися в рамках общеобразовательного учрежде¬ния - гимназии. Содержание
- 7. Глава 6. . Подпрограмма «Предпрофильное и профильное обучение как стратегия организации внутришкольного образовательного пространства».
Предметом рассмотрения является деятельность по соотнесению общности образовательного простран¬ства и индивидуальных потребностей саморазвития его субъектов. Результатом является реальная модель многопро¬фильной гимназии. В проекте реализуются: • функциональная зависимость вертикально-возра¬стного (начиная с Центра подготовки дошкольников) образовательного пространства и профильного обуче¬ния старшеклассников; • средства и способы диагностики профильных на¬клонностей учащихся, способностей учащихся к опре¬деленным видам деятельности и к изучению опреде¬ленных областей знаний; • использование диагностики в проектировании ин¬дивидуально-личностного проектирования простран¬ства растущего человека; • использование образовательного маркетинга для выявления индивидуального и общественного образо¬вательного заказа, «вхождение» дополнительного об¬разования в основное как вид профиля и как основы культурного насыщения образовательной среды; • демонстрация использования информационных технологий и исследовательской деятельности уча¬щихся, как необходимых условий интенсификации профильного обучения. Обновление содержания выражается при этом в следующем: • расширение сети предметов; • создание профильного набора программ; • создание разноуровневого учебного материала; • переработка программ традиционных предметов в зависимости от профиля класса; • создание пособий по самообразованию; • создание программ дополнительного платного образования; • сращивание основного и дополнительного обра¬зования; • концептуализация преподавания предметных об¬ластей; • диалогичность и интеграция предметных образо¬вательных областей; • социализация содержания. При понимании профильного образования как природосообразного ребенку вопрос о возрастном рубеже введения профиля становится бессмысленным. По¬ступление ребенка в школу означает диагностирование и подбор соответствующих именно ему предпрофильных и профильных программ. Важно при этом дать воз¬можность ребенку в начальной школе попробовать себя в как можно более разнообразных видах деятельности. Поэтому проектирование возрастного индивидуаль¬но-личностного пространства будет определяться че¬рез следующие виды деятельности: • деятельность построения инициативных и проб¬ных действий младших школьников, • деятельность формирования собственного обра¬зовательного запроса подростка, • деятельность построения Я-пространства стар¬шеклассников. Профильное обучение предусматривает следующие курсы: а) базовые общеобразовательные курсы {курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения); б) профильные курсы (курсы повышенного уровня, фактически углублённые курсы для старшей ступени школы, определяющие на-правленность каждого конкретного профиля обучения); в) элективные курсы (обязательные для посещения курсы по вы¬бору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы). Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. Элективные курсы в системе профильного обучения реализуют широкий спектр функций и задач: а) являются «надстройкой» профильных курсов и обеспечива¬ют повышенный уровень изучения учебного предмета способными учениками, предлагая им дополнительные главы содержания и виды задач по предмету («дополняющие профиль»); б) обеспечивают межпредметные связи внутри профиля и дают возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне («расширяющие профиль»); в) помогают учащимся, изучающим учебный предмет на базо¬вом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повы-шенном уровне («повышающие результат»); г) ориентированы на приобретение обучающимися образова¬тельных результатов, востребуемых на рынке труда («практико-ори- ентированные курсы»); д) имеют «внепредметный» («надпредметный») характер для удовлетворения познавательных интересов обучающихся, лежа¬щих вне круга выбранного ими профиля обучения («внепрофильные курсы»).
- 8. Глава 7. Подпрограмма организации и развития эксперимента по внедрению программ Гуманной педагогики в Гимназии № 3.
Актуальность эксперимента. В связи с реализацией Концепции модернизации Российского образования до 2010 года возрастает актуальность целенаправленной работы по формированию у учителя двадцать первого века гуманного педагогического мышления, уходящего своими корнями в глубины российского и мирового классического педагогического наследия. Гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогика выступает антиподом авторитарно-императивной педагогике, которая до сих пор определяет образовательный процесс во многих школах России. Проблема реформирования и совершенствования содержания обучения, методической, организационно-управленческой структур общеобразовательного учреждения является в настоящее время наиважнейшей. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства учителя, оказать ему помощь в формировании профессионального мастерства, в развитии творческого потенциала. В качестве методической основы в реализации эксперимента мы опираемся на труды ученых: 1. Л.С.Выготского «О зоне актуального и ближайшего развития ребенка». 2. Ш.Амонашвили по гуманной педагогике. 3. Школы «Радости» М.П.Щетинина. 4. Концепцию обучения и воспитания на основе общечеловеческих ценностей Д.М.Маллаева. 5. Каменского, Ломоносова, Толстого, Сухомлинского, Ушинского, Макаренко, Бердяева. Труды этих учителей полны раздумий о человеке как личности и его месте в жизни общества, о его способностях к познанию и совершенствованию. Это особенно важно помнить, т.к. учитель-профессионал сможет, несомненно, воспитать высоконравственную личность школьника через общечеловеческие ценности, такие как Мир, Любовь, Праведность, Ненасилие, Истина. Гипотеза эксперимента. Рабочая гипотеза состоит в том, что развитие школы с профильными классами, перешедшей на построение образовательного процесса в русле парадигмы новой модели методической службы, способствующей потенциальному развитию личности, как учителя, так и ученика, сориентированной на экономико-математическое образование школьников, возможно при наличии следующих условий: • введение дополнительно к базовому содержанию образования профилирующих дисциплин, сориентированных на экономико-математическое и гуманитарное образование, направленное на развитие творческого потенциала школьников; • наряду с традиционными формами обучения широкое использование новых педагогических технологий, построенных на интеграции и введении в обучение и развитие общечеловеческих ценностей; • введение новых интегрированных и элективных курсов, способствующих развитию логического, художественно-образного, творческого мышления учащихся, дисциплин гуманитарного цикла; • введение профилирующих дисциплин: экономики, экологии, логики, риторики, углубленной химии и физики, углубленного изучения естественных наук, математики, психологии, истории религий, историю мирового изобразительного искусства. • выявление и реализация путей и форм оказания педагогической помощи учащимся в адекватном профессиональном самоопределении; • совершенствование педагогического мастерства коллектива в результате функционирования новой модели методической службы через обучение и развитие общечеловеческих ценностей; настоящее образование должно давать учащимся возможность использовать приобретенные знания, подготовить к встрече с трудностями жизни; • рожденный в обществе молодой человек должен работать для благополучия и развития общества; • если общечеловеческие ценности становятся фокусной точкой образования, другими словами, если эти ценности составляют единое целое со всем, чему учат, в результате учащиеся получают не только знания, но и синтез - хороший характер; человек обладающий хорошим характером и общечеловеческими ценностями - образованный человек; • рабочая гипотеза состоит в том, что настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретенные знания на служение Родине, воспитанию патриота и гражданина; • развитие и активизация психолого-физиологических возможностей учащихся как составной части обучения без стрессов, перегрузкой с учетом интересов школьника будет способствовать оздоровлению школьников по схеме «здоровый дух - здоровое тело»; • регулярное диагностирование всей экспериментальной работы школы, ее прогнозирование, корректировка информационно-аналитическим Центром; • правильное адекватное восприятие уч-ся себя и окружающего мира. Цели эксперимента. Инновационная работа по новой модели методической службы, сориентированная на развитие творческого потенциала, как учителя, так и ученика, развивающегося в личностно-ориентированной парадигме, через общение общечеловеческими ценностями. Реализация системы непрерывной стратификации образовательных услуг. Реализация системы образовательных (в том числе и дополнительных) услуг с учетом профессионального самоопределения личности каждого школьника. Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и всеми социально-просветительскими и оздоровительными учреждениями.Забота о здоровье ребенка «здоровый дух - здоровое тело» Главная цель гуманоличностного образования это создание Благородного человека. Данную цель можно решить с помощью следующих задач: -помогать детям осознать огромную силу добрых чувств, слов, мыслей, поступков; - помогать осознать ответственность за свои поступки, мысли; - помогать познавать, что значить Любовь, Сострадание, Милосердие, Мудрость, Смелость, Честность, Праведность, Мир, Истина. -помогать познавать себя, свой внутренний мир; -помогать постигать красоту природы и чувствовать ее состояние; -воспитывать желание радовать людей, помогать им; -развивать интерес к духовной жизни, к философствованию; -развивать наблюдательность, внимательность, догадливость, умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей; -развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать; -поощрять смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов, стремление знать больше. Ожидаемые результаты. Развитие познавательных способностей учащихся, т. к именно природные способности ребенка ангажированы содержанием образования по экспериментальным курсам, через концепцию образования на основе общечеловеческих ценностей.Формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно- ориентированное, индивидуальное обучение учащихся и рост профессионализма учителей через новую модель методической службы. Формирование целостного восприятия картины окружающего мира через интеграцию и через технологию по общечеловеческим ценностям. Адекватное самоопределение старшеклассников и определенная профессиональная адаптация на основе сложившейся профессиональной (допрофессиональной) компетентности в рамках избранного профиля обучения в профильных классах. Введение общечеловеческих ценностей в обучении развитие учащихся способствует достижению равновесия между головой, сердцем и руками, при котором знания и информация могут преобразоваться в поступки для благополучия и возвышения личности и общества.
- 9. Глава 8.Концепция системы дополнительного образования в Гимназии №3.
Роль системы дополнительного образования Образовательная деятельность системы дополнительного образо¬вания нашего образовательного учреждения обусловлена социальным заказом. Она характеризуется многообразием видов и направлений на базе общекультурных, художественных, социальных, профессио¬нальных и прочих интересов детей. Свободный выбор дополнительных занятий, связанных с саморазвитием, самореализацией, общением, оз¬доровлением, осуществляется на основе интересов детей и их потреб¬ностей. Основной целью образовательной деятельности системы дополни¬тельного образования детей в общеобразовательном учреждении являет¬ся создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения детей. Данная цель достигается решением следующих задач: — сохранение единого образовательного пространства на основе обеспечения непрерывности образования и преемственности содержа¬ния основного и дополнительного образования; — обеспечение доступности, качества и эффективности дополни¬тельного образования; — совершенствование содержания дополнительного образования детей, его организационных форм, методов, технологий; — развитие творческих способностей личности, создание условий для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка и учи¬теля; — активизация познавательной активности, расширение и углубле¬ние теоретических знаний и практических навыков в различных направ¬лениях, сферах жизни; — активизация досуговой деятельности с целью формирования ду¬ховного и социального здоровья обучающихся, профилактики асоциаль¬ного поведения личности, правонарушений, безнадзорности и беспри¬зорности; — привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом с целью эффективного оздоровления, физического развития личности; — формирование навыков общения, коммуникативных навыков; — профориентационная работа; — совершенствование и развитие форм межведомственного взаи-модействия, сотрудничество с родительской общественностью и всеми заинтересованными организациями, учреждениями, лицами. 2010 Сегодня мы уже можем говорить о реальном соединении общего и дополнительного образования, которое создаёт действительные пред¬посылки всестороннего и многогранного образовательно-воспитательного воздействия на личность, обеспечивающего формирование, раз¬витие и воспитание у подрастающего поколения тех свойств и качеств, которые дают ему возможность жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально-экономических условиях. Это не только новый этап в развитии системы дополнительного образования детей, но это и качественное изменение деятельности общеобразовательной школы, так как организация и методика проведения занятий в системе дополнительного образования детей, отличаясь большой демократичностью и творческим подходом во взаимоотношениях педагогов и вос¬питанников, оказывает соответствующее влияние на классно-урочную систему самой школы. В задачи системы дополнительного образования нашей школы входит: — создавать культурную эмоционально значимую среду для разви¬тия ребенка и переживания им «ситуации успеха»; — способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности; — выполнять защитную функцию по отношению к личности, ком¬пенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного по¬тенциала в условиях дополнительного образования. Образовательная деятельность в системе дополнительного образо¬вания нашей школы ведётся по многим направлениям: художественно- эстетическое, физкультурно-оздоровительное, социально-педагогичес¬кое, научно-техническое, краеведческое, патриотическое и др. Она име¬ет конкретные, присущие только ей характерные черты, поскольку: — осуществляется в свободное от основной учёбы время и отлича¬ется свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности обучающихся в течение года; — характеризуется добровольностью, инициативностью и актив¬ностью всех участников (детей, родителей, педагогов), а также отсутс¬твием жёсткой регламентации; — направлена на развитие творческих способностей обучающихся, развивает познавательный интерес и даёт право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий; — создаёт условия для получения дополнительного образования всеми детьми: одарёнными, социально незащищёнными, инвалидами и др.; — носит неформальный и комфортный характер для всех участни¬ков. Таким образом, система дополнительного образования в нашем образовательном учреждении ведёт к главной цели системы образо¬вания, которая во многих цивилизованных странах мира формули¬руется как целенаправленная сознательная подготовка детей к само¬стоятельной взрослой жизни.
- 10. Глава 9. Основные направления воспитательной системы Гимназии № 3.
Для успешного решения задачи формирования выпускника представленной модели школа реализует личностный подход в вос¬питании: — признание личности развивающегося человека высшей соци¬альной ценностью; — уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка; — признание его социальных прав и свобод; — ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъ¬ект, результат и показатель эффективности воспитания — отношение к воспитаннику как к субъекту собственного раз¬вития; — опора в воспитательной деятельности на всю совокупность о человеке, на естественный процесс саморазвития форми¬рующейся личности, на знание закономерности этого процесса. Школа в нашем представлении должна играть роль объединя¬ющего начала в борьбе педагогов, родителей и общества за дости¬жение наивысших результатов воспитательного воздействия на уча¬щихся. Для этого планируется активно пропагандировать педагоги¬ческие знания среди родителей и активно вовлекать их в воспита¬тельный процесс, используя кружки и клубы по интересам, встречи с людьми различных профессий. Вся система воспитательной работы направлена на развитие и реализацию восьми самых главных (как нам кажется) аспектов личности: • интеллектуального; • исследовательского; • лингвистического; • нравственно-этического; • гражданско-патриотического; • здоровья и физической силы; • прикладного (я — созидатель); • художественно-эстетического. Воспитательная система Воспитательная система школы включает в себя элементы воспита¬тельной работы гражданского, патриотического, духовно- нравственного воспитания. В ОУ работает школьное научное общество, которое организует школьные научные конференции, олим¬пиады и интеллектуальные марафоны. Огромное значение в воспитательной работе уделяется работе по формированию и поддержке традиций образовательного учреждения. Главные принципы воспитательной работы: гуманизм и эстетичес¬кая направленность, коллективное творчество, личностно-ориентированный подход. Спортивно-оздоровительная работа школы направлена на про¬паганду здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизни каждого ученика. В школе систематически проводится мониторинг состояния воспитательной работы с обучающимися: анкетирование учащих¬ся, учителей, родителей опросы общественного мнения по наиболее значимым событиям жизни школы, отчёты, творческие отчёты.
- 11. Глава 10. Основные мероприятия по реализации Программы развития
Образовательная программа
Эколого-краеведческое направлениеЦель: Сформировать дополнительные культурологические, картографические, экологические, краеведческие знания, умения, навыки, выходящие за страницы учебников...
Музейно-экскурсионное направлениеЦель: помочь гимназистам ощутить и пережить единение с городом, который для каждого свой и неповторимый, но для всех уникальный...
Культурное направлениеЦель: содействовать героико-патриотическому нравственному - эстетическому воспитанию обучающихся...
1.Организация научно-практических экспедиций по изучению экологии, этнографии, краеведения, археологии своего города и республики...
Программа воспитательного социального – образовательного проекта «Я – дагестанец»Цель: Одна из задач гимназии – помочь ребенку почувствовать себя жителем своего края, причастным к его духовной культуре, к ее сохранению и развитию...
Программа развития Муниципального образовательного учреждения Гимназия № 3. 2005-2011гг.Содержание Программы развития: 1.Паспорт Программы развития 2.Глава 1. Информационная справка 3.Глава 2. Основные направления и содержание обучения и 4.воспитания...